9 июля 2012 г.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Илариону (Кайгородцеву), епископу Кинешемскому и Палехскому

8 июля 2012 года за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Илариона (Кайгородцева) во епископа Кинешемского и Палехского.
Фотоальбом

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Илариона на служение и вручил ему архиерейский жезл.

Преосвященный епископ Иларион!

Сегодня за Божественной литургией ты принял через возложение на твою главу рук архипастырей сугубую благодать Святого Духа. Дар сей получили вначале ученики Христовы, дабы нести миру радостную весть о Воскресшем Спасителе. Ныне же ты стал их преемником, призванным умножать плоды трудов первых делателей в Винограднике Божием.

Основав Свою Церковь, Господь поручил управление ею апостолам, а через них и епископам, доверив пасти Свое словесное стадо, чтобы они наставляли его в правде, благочестии, любви, терпении и кротости (см. 1 Тим. 6:11).

Тебе предстоит действительно нелегкое служение: ни на что не взирая, не дорожа своей жизнью, проповедовать Евангелие благодати Божией (см. Деян. 20:24). Ныне ты вступаешь на новую, доселе неведомую для тебя стезю, и путь сей страшит тебя, ведь вместе с епископским омофором на твои плечи возлагается и великая ответственность за народ Господень, дабы он укреплялся в вере и твердо стоял в Истине.

Архипастырским словом, а более всего личным примером благочестия, делами любви и милосердия приводи людей к Богу, убеждая их в том, что лишь во Христе возможно обрести полноту бытия и высший смысл жизни.

Сегодня, когда человек нередко использует дарованную ему Творцом свободу ради угождения плоти, ради мимолетных наслаждений и удовлетворения собственных страстей, Церковь призвана возвышать свой учительский голос, непрестанно свидетельствовать ближним и дальним правду Божию, которая есть правда вечная (см. Пс. 118:12) и открывается «через веру в Иисуса Христа» (Рим. 3:22).

Обольщенный грехом мир не терпит этой правды, всячески противится ей, ибо правда Божия беспощадно обличает человека, обнажает его слабости и несовершенство. Мы видим, что ныне общественному сознанию зачастую навязываются такие стереотипы поведения, в соответствии с которыми нормой становятся порой совершенно безнравственные и низкие поступки. И люди, усваивая неправильный, далекий от Господних установлений образ жизни, как бы заглушают, усыпляют свою совесть, делая себя неспособными разобраться, где добро и где зло, где правда, а где ложь.

Задача Церкви состоит в том, чтобы помочь человеку пробудить его спящую совесть, услышать голос Божий внутри нас. А это возможно достичь, лишь очищая себя покаянием и исполняя евангельские заповеди, ибо, по замечанию святителя Игнатия Брянчанинова, подобно тому как лезвие ножа натачивается камнем, так и совесть натачивается Христом (свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Том 1).

Призывай свою паству к добротворению, поскольку в этом и заключается деятельное следование завету Спасителя о любви к ближним. Развивая социальное служение на приходах, организуя епархиальные центры помощи нуждающимся, помни, что люди, видя сии совершаемые благие дела, скорее придут в Церковь Христову и прославят Бога. Но и сам ты должен являть образец милосердия и сострадания, посещая больных, заботясь о заключенных в темницах, утешая скорбящих, не пренебрегая никем, кто нуждается в твоей поддержке и архипастырском участии.

Особенно важно видеть такие добрые примеры юношеству, которое находится в активном духовном поиске, поиске жизненных ориентиров. Именно поэтому уделяй особое внимание работе с подрастающим поколением. Духовное просвещение народа Божия да будет важным направлением твоего епископского служения. Заботься о созидании приходских воскресных школ и епархиальных молодежных центров.

Имея отеческое попечение о нравственном состоянии своей паствы, о ее возрастании в любви ко Господу и ближним, помни о том, что благоуспешное устроение полнокровной церковно-приходской жизни возможно лишь тогда, когда центром бытия христианской общины становится совместная молитва и вкушение от Божественной Трапезы. Непрестанно призывай пасомых как можно чаще приступать к причащению Святых Тела и Крови Христовых.

Заботься о том, чтобы участие в литургической жизни Церкви не становилось для человека чем-то автоматически привычным, но было насущной потребностью души и искренним желанием сердца. Посему научай паству живой и действенной вере — вере, основанной на силе Божией (см. 1 Кор. 2:5) и утверждаемой к совершенству добрыми делами (см. Иак. 2:22).

Свои труды тебе предстоит осуществлять в тесном взаимодействии с главой Ивановской митрополии — Преосвященным Иосифом, участвовавшим ныне в твоей архиерейской хиротонии. Будь единомысленен с ним, совершая свое служение, стараясь сохранять «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3).

Наставляемый сими словами назидания, произносимыми по древней традиции для каждого новопоставляемого епископа, прими этот жезл — видимый знак архипастырской власти — и благослови народ Божий, усердно молившийся ныне за Литургией о даровании тебе сил и всеукрепляющей помощи Господней для совершения предстоящего высокого служения. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси/Пресс-служба главы Ивановской митрополии